Новости 986

НЕДЕЛИ ПО ПАСХЕ

14.05.2021

Светлое Христово Воскресение – главный православный праздник. Его отмечают дольше всех праздников – целых сорок дней. Господь, после своего славного Воскресения пребывал на земле сорок дней.

Каждая неделя после светлого дня Пасхи посвящена какому-то событию и напоминает нам о Воскресении Христа. Именно поэтому чтение Евангелий в эти дни имеет особый духовный смысл и призвано дальнейшему просвещению людей, утверждению их в вере. Церковный Устав называет неделей и целую седмицу, и, преимущественно, ее первый день – воскресный.

Итак, недели по Пасхе названы так не только по времени следования их за Пасхой, но и по священным воспоминаниям в них, относящимся к Божественному прославлению Христа – Воскресшего, Вознесшегося и Ниспославшего Святого Духа на Своих учеников и апостолов. В соответствии с этими воспоминаниями каждая из недель имеет свое название.

Первая неделя после праздника, которая ещё называется Светлой седмицей, проходит наиболее радостно, величественно и торжественно.

Во время этой недели царские врата, южные и северные двери в алтаре не затворяются, символизируя, что Господь Своим воскресением открыл нам врата Царства Божия. Всю неделю богослужение проводят такое же, как и в первый день Пасхи, с небольшими переменами и изменениями. На Светлой седмице нет ни венчаний, ни заупокойных молитв. Совершают отпевание усопших, но они больше чем на половину состоят из песнопений Пасхи.

информация по теме Артос

 

Неделя 2‑я – апостола Фомы. Антипасха

Антипа́сха (от греч. ἀντι – вместо‑, напротив- Пасхи) – первое воскресенье после Пасхи, иначе называемая Неделя о Фоме, или Фомино воскресенье.

Богослужение этого дня связано с воспоминанием двух явлений Воскресшего Господа Иисуса Христа апостолам — собственно вечером Светлого Воскресения (десяти апостолам, апостол Фома отсутствовал) и после восьми дней одиннадцати апостолам, в числе которых был и апостол Фома, сказавший прежде: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин.20:25).

  • Это явление Христа апостолам и осязание ран его апостолом Фомой утверждает веру в истинность Воскресения Христова,
  • напоминает завет Самого Спасителя: блаженны не видевшие и уверовавшие (Ин.20,29),
  • свидетельствует о могуществе Того, для Которого нет преград ни в затворенных дверях и ни в какой силе человеческой.

В неделю Антипасхи за богослужением мы слышим тропарь: 

 

Запечатану гробу, Живот от гроба возсиял еси, Христе Боже, и дверем заключенным, учеником предстал еси, всех Воскресение, Дух Правый теми обновляя нам, по велицей Твоей милости

 

     

информация по теме Антипасха

 

Неделя 3‑я – святых жен-мироносиц

В это воскресение Церковь воспоминает святых жен-мироносиц: Марию Магдалину, Марию Клеопову, Саломию, Иоанну, Марфу и Марию, Сусанну и иных, а также праведных Иосифа Аримафейского и Никодима — тайных учеников Христовых.

Богослужением этого дня Церковь вновь поставляет нас на Голгофе у Креста Христова, с которого снимают Пречистое Его Тело Иосиф и Никодим, и в вертограде у гроба, где они полагают Тело Иисуса Христа и где затем мироносицы, пришедшие помазать Тело благовонными маслами, первыми удостаиваются видеть Воскресшего Господа (Мк. 15:43–46;16:1–8). Евангелие показывает нам, что вера и усердие не остаются без вознаграждения – благодать Божия предваряет ищущих Бога.

По примеру святых жен-мироносиц, и мы должны возгревать в сердце своем истинную самоотверженную любовь к Спасителю нашему, чтобы, как говорит апостол (Рим. 8:38–39), ничто не могло отлучить нас от Него — ни настоящее, ни грядущее, ни жизнь, ни смерть, ни ангелы, ни человеки.

Кроме того, как святые жены, уязвленные лютою скорбию при виде распятого Господа, искали и обрели утешение в Его же гробе, так и каждая христианская душа должна искать утешение в скорбях и печалях у гроба и креста Спасителя своего.

Прославляя жен-мироносиц, Церковь воспевает их словами тропаря: 

 

Мироносицам женам при гробе представ Ангел, вопияше: мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чужд. Но возопийте: воскресе Господь, подаяй мирови велию милость

 

 

информация по теме Жены-Мироносицы

Неделя 4‑я – о расслабленном

В этот день в храмах читается евангельский отрывок о чудесном исцелении Господом расслабленного. Он был в недуге 38 лет и ждал избавления от него около купальни, в которой раз в году исцелялся первый в нее входивший (Ин. 5:1–14).

 

 

Эта купальня была прообразом дарованной Христом купели Крещения, в которой уже не раз в году, а в любой час каждый уверовавший может исцелиться, очистив себя от скверны греховной, и родиться для новой жизни. Пять крытых ходов, ведущих к купальне, символизируют пять Книг Моисеевых, ведущих ко спасению, то есть иудейское Писание, которое, по слову Самого Спасителя, свидетельствует о Нем (Ин.5:39). Соответственно, множество больных, лежавших вокруг купальни, являют образ пораженного грехом падшего человечества, ожидавшего пришествия Мессии и спасения.

Евангелие о расслабленном иносказательно повествует нам о болезни расслабления духовного. Таковое расслабление обыкновенно наступает от отчаяния или лености и уныния, но важно помнить, что и малейшее усилие и терпение, предпринимаемые верующим в такой ситуации, не пропадут даром, поскольку Господь всевидящ, и в известный Ему момент обязательно прострет свою десницу и речет: «Встань и ходи»!

Важно помнить, что спасение человеков невозможно без какого-либо усилия со стороны самих людейибо Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф.11:12).

Кондак праздника:

 

Душу мою, Господи, во гресех всяческих и безместными деяньми люте разслаблену, воздвигни Божественным Твоим предстательством, якоже и разслабленнаго воздвигл еси древле, да зову Ти спасаем: Щедрый, слава, Христе, державе Твоей

 

 

В среду 4‑й седмицы празднуется Преполовение Пятидесятницы, т. е. половина времени от Пасхи до Пятидесятницы.

Преполовение соединяет два величайших христианских праздника – Пасху и Сошествие Святого Духа. В этот день воспоминается событие из жизни Христа Спасителя, когда Он в Преполовение ветхозаветного праздника Кущей учил в храме о Своем Божественном посланничестве и о таинственной воде, под которой разумеется благодатное учение Христово и благодатные дары Святого Духа.

Об этой воде говорится в тропаре Преполовения: 

 

Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем, Спасе, возопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет. Источниче жизни нашея, Христе Боже, слава Тебе

 

 
Неделя 5‑я – о самаряныне
 
В эту неделю Церковь предлагает нам беседу Иисуса Христа с самарянкой, в которой Он ясно исповедал Себя Мессией (Ин.4:5–42).
 

Своим благодатным словом Господь, подающий «воду живую, иссушающую источники грехов» (канон недели), приводит самарянку, а через нее и многих самарян, к исповеданию Своего Божественного величия и возвращает их на истинный путь.

Согласно преданию, женщина, которую Господь встретил у колодца, носила имя Фотина (Светлана). Она стала христианкой и приняла мученическую смерть за Христа в Риме в 66 г.

Кондак праздника: 

 

Верою пришедшая на кладязь самаряныня, виде Тя премудрости воду, еюже напоившися обильно, Царствие вышнее наследова вечно, яко приснославная

 

Неделя 6‑я – о слепом

Этот праздник напоминает нам об исцелении Господом слепорожденного, описанном в Евангелии (Ин.9:1–38).

На примере слепорожденного, исцеленного Иисусом Христом, Святая Церковь представляет образ всякого грешника, который есть слепец от рождения, потому что все согрешили и лишены славы Божией (Рим.3:23), а дарованием прозрения очам слепца поучает, что просветитель истинный – один Господь: «Света податель, от Света сый Свет» (Синаксарь недели), и только в этом Свете можно узреть истину и спасение.

Кондак праздника:

 

Душевныма очима ослеплен, к Тебе, Христе, прихожду, якоже слепый от рождения, покаянием зову Ти: Ты сущих во тьме Свет Пресветлый

 

Неделя 7‑я – святых отцов I Вселенского Собора

В эту неделю празднуется память 318-ти Отцов I Вселенского Собора, проходившего в 325 г. в г. Никее при императоре Константине Великом.

Основной его задачей было разоблачение лжеучения александрийского священника Ария, который отвергал Божество и предвечное рождение от Бога Отца Сына Божия и учил, что Христос есть только высшее творение. Ересь Ария касалась главного христианского догмата, на котором зиждется вся вера и вся Церковь Христова и который является единственным основанием упования нашего спасения.

По приглашению святого Константина в Никею собрались представители Христианских Церквей из разных стран. Среди прибывших было много исповедников, пострадавших во время гонений и носивших на телах следы истязаний. Участниками Собора были также великие светильники Церкви – святители: Николай, архиепископ Мир Ликийских; Спиридон, епископ Тримифунтский; Афанасий Великий, ревностный борец за чистоту Православия, бывший тогда диаконом, и другие почитаемые Церковью святые отцы.

Собор, как сказано в Синаксаре недели, проповедал Сына Божия «Единосущна и Единочестна Отцу» и исповедал, что Он – воистину Сын Божий и совершенный Человек. Результатом трудов Собора стали семь первых членов исповедуемого православными Символа Веры, дополненного позже на II Вселенском Соборе.

Тропарь святым отцам: 

 

Препрославлен еси, Христе Боже наш, светила на земли отцы наша основавый, и теми ко истинней вере вся ны наставивый, Многоблагоутробне, слава Тебе

 

Череда недель по Пасхе завершается величайшим торжеством Христианства – праздником Пятидесятницы (Троицы), ознаменованным сошествием обетованного Утешителя Святого Духа на учеников и апостолов Господних и рождением Христовой Церкви.

Той Церкви, о которой Господь сказал: Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ея (Мф.16:18).

 

В статье использованы материалы сайта: https://azbyka.ru