Новости 419

РАДОНИЦА – ВРЕМЯ ОБЩЕЙ РАДОСТИ С УСОПШИМИ

09.05.2021

Всему свое время, и время всякой вещи под небом:

время рождаться и время умирать (Еккл. 3:1-2)

 

 

Пасха - время радости всех христиан, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью. Ради великой радости о Воскресении Христовом заупокойные службы на Пасху отменяются. Но во вторник второй недели после Пасхи празднуется Радоница, время, когда Церковный устав вновь позволяет совершать заупокойные службы. В это время мы, православные люди, особо вспоминаем, что Господь Своей смертью и Воскресением низложил ад, освободил души, томящиеся в аду, вспоминаем ушедших в мир иной родных и знакомых, и тех, о ком некому помолиться. Люди молятся Богу о наилучшей для них загробной участи с пасхальной радостью, надеясь на воскресение мертвых. Этим самым осуществляется непрерывная связь живого общения любви между живыми и усопшими людьми.

Эмоциональную окраску этого поминального дня передавали разные писатели, приводим одно из высказываний.

Борис Шергин. Отрывок из произведения «Новая земля»

И Благовещенье, и Пасху славить к морю выходили. В медные котлы звонили. Проталинки ребячьими глазками в небо заглядели. Мох закудрявился. C гор ручьи побежали - в тысячу звонков-колокольчиков Новая Земля зазвенела на Радоницу.

Протоиерей Олег Стеняев поясняет о Радонице: «Язычники не имеют упования на воскресение мёртвых. Мы, христиане, имеем упование на воскресение мёртвых. И Радоница — это не просто помин усопших, это пасхально- радостный помин усопших. Потому что в надежде на чудо Христова Воскресения по отношению к нашим усопшим мы верим в то, что Христос «смертию смерть попрал и сущим во гробех живот даровал». Мы с пасхальной радостью как бы говорим: «Смерти нет. Есть жизнь вечная, которая, начавшись в этой временной жизни, когда человек воцерковляется, не прекращается и в вечности». И в этом смысле смерть — это, скорее, переход от одной формы бытия в другую форму бытия. Как апостол Павел говорил, «для меня жизнь — Христос, а смерть — приобретение». Смерть может быть приобретением для человека, если он живёт с Христом в этой настоящей земной жизни».

Пасху в Покровском соборе встречают с баннером, в котором отражен с одной стороны Живоносный Гроб Господень, а с другой - ликующая земля. Внизу приведены слова свт. Льва Великого: «Есть смерть, ведущая к жизни, и есть жизнь, ведущая к смерти…». Кстати, замечено, что это изречение часто фотографируют на память.

 

 

Итак, «Человек рождается для смерти и умирает для жизни» - в этих словах заключено наше христианское упование.

Молитвенное общение между живыми и усопшими не только возможно, но оно приносит реальную пользу всем: кто молится и о ком молятся. В этом буквально осязательно чувствуется отношение Творца к своему творению. Ведь если поминающий человек, в молитвах  желает спасения тем, кто уже находится за гранью жизни, то тем более желает того Господь, любящий Отец наш.

Поминальные службы с деятельным участием самого человека – возжигание им свечей, домашняя (келейная) молитва, внимательная общая молитва со священником на литии и панихиде, слушание Священного Писания, все это помогает преодолеть депрессивное состояние, тягостную скорбь и, наоборот, дает возможность обретать упование на милость Божию, приносит успокоение душе человека.

Неслучайно, что в названии поминального праздника «Радоница» присутствует единый корень со словом радость. В воздухе разлита пасхальная радость всех христиан, ныне - праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью.

В писаниях древних отцов и учителей церкви мы находим объяснения тому, почему наши молитвы могут быть утешительны для наших скончавшихся собратьев.

Блаженный Августин: «Не должно сомневаться, что молитвы Святой Церкви, Спасительная Жертва и милостыни, совершаемые за души умерших, вспомоществуют им к тому, чтобы Господь был к ним милостивее, нежели, сколько заслужили они по грехам своим. Ибо вся Церковь соблюдает это, как переданное от отцов, чтобы о скончавшихся в общении Тела и Крови Христовой молиться, когда воспоминаются они в свое время при самом Жертвоприношении, и выражать то, что Жертва приносится за них. Кто также усомнится, что и дела милосердия, совершаемые для умилостивления за них, приносят пользу тем, о которых не всуе (не напрасно) воссылаются Богу молитвы?»

Святой Иоанн Златоуст: «Когда весь народ и священный собор стоят с простертыми к Небу руками и когда предлежит Страшная Жертва, – как не умилостивим мы Бога, молясь за них (умерших)? Но это о тех только, которые в вере умерли».

И в другом месте: «Есть еще, поистине есть возможность, если хотим облегчить наказание скончавшемуся грешнику. Если будем творить о нем частые молитвы и раздавать милостыни, то хотя бы он был и недостоин сам по себе, Бог услышит нас. Если Он ради апостола Павла спас других и ради одних щадил других, то как не сделает того же самого и для нас?»

Святой Кирилл Иерусалимский: «Хочу я вас и примером уверить, ибо я знаю – многие говорят: какая польза душе, с грехами или без грехов отходящей от мира сего, если она поминается в молитве? А что, если бы какой царь послал досадивших ему в ссылку, а их ближние потом, сплетя венец, принесли бы ему оный за терпящих наказание, то не сделал ли бы он им облегчение наказания? Таким образом, и мы за усопших, если они и грешники, принося Богу молитвы, не венец сплетаем, но Христа, закланного за наши согрешения, приносим, умилостивляя за них и за нас Человеколюбца Бога».

Святитель Феофан, Затворник: «Участь отшедших не считается решенною до всеобщего суда. Дотоле мы никого не можем считать осужденными окончательно; и на сем основании молимся, утверждаясь надеждою на безмерное милосердие Божие. У отшедших скоро начинается подвиг перехода через мытарства. Тут нужна ей (душе) помощь! Станьте тогда в этой мысли, и вы услышите вопль её к вам: "Помоги!" - вот на что вам надлежит устремить всё внимание и всю любовь к ней. Я думаю, самое действительное засвидетельствование любви будет, если с минуты отхода души вы, оставя хлопоты о теле другим, сами отстранитесь и, уединясь где можно, погрузитесь в молитву о ней в новом её состоянии и новых неожиданных нуждах. Начав так, будьте в непрестанном вопле к Богу - ей о помощи в продолжении шести недель, да и далее…».

Все мы, и живые и усопшие, составляем единую Церковь, для Бога все живы: «Бог не есть Бог мертвых, но живых (Мф. 22:32)».

Святейший Патриарх Кирилл произнес не одну проповедь в дни Радоницы. В одних он призывает нас к строгости жизни, серьезности отношения к своей будущей смерти, в других произносит необыкновенно проникновенные, утешительные слова.

 

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла на Радоницу

 

Слово Патриарха Кирилла в день Радоницы

 

В высказываниях святых людей и Предстоятеля Русской Православной Церкви упоминаются молитвенное облегчение о людях, принадлежавших Церкви и участвовавших в Таинствах. А что можно сказать об участи тех, кто был равнодушен к Церкви, кто даже был некрещен?

Об этом упоминается в наставлении протоиерея Валентина Мордасова. 

Призывает к пасхальной молитве об усопших монах Варнава (Санин)


Жатва жизни

 

Радоница – общий праздник с усопшими. игумен Нектарий (Морозов) 

Последование панихиды пасхальным чином для домашнего (келейного) совершения  

 На Радоницу принято совершать подаяние «на помин души», раздавать нуждающимся пасхальную снедь – куличи и крашеные яйца.

Но в этот день следует сказать и о некоторых наших ошибках, к сожалению, ставших довольно распространенными. Нам надо их изживать, изучая все православные обычаи, в том числе связанные с погребением.

Искусственные цветы на кладбищах - "это наша общая катастрофа"

 

Кладбища: взгляд православного священника на внешнее убранство могил и о традициях