Новости 311

Патриотическое воспитание средствами кинематографа (на примере фильма С.Эйзенштейна «Александр Невский

08.12.2020

"Не в силе Бог, а в правде!" (Святой Александр Невский).

"Я вот думаю, что сила в правде: у кого правда, тот и сильней!" (Данила Багров фильм "Брат-2")

 

«Патриотическое воспитание средствами кинематографа (на примере фильма С.Эйзенштейна «Александр Невский»)

В этом году наша страна отмечала Великую дату – 75-летие Победы над Германией в Великой Отечественной Войне. И следующий год для нашего народа не менее значимый: мы будем отмечать 800-летие со дня рождения Святого Благоверного князя Александра Невского.  Кстати, осо­бое по­чи­та­ние свя­то­го Алек­сандра Нев­ско­го в советский период свя­за­но как раз с за­щи­той Ро­ди­ны в го­ды Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны. По при­зы­ву Бла­жен­ней­ше­го мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го Сер­гия ве­ру­ю­щим на­ро­дом бы­ли со­бра­ны сред­ства для со­зда­ния авиа­ци­он­ной эс­кад­ри­льи име­ни Алек­сандра Нев­ско­го. Киноклуб при Покровском кафедральном соборе присоединяется к празднованию этих двух дат. При этом мы понимаем, что любая великая победа – это сплав таланта полководцев и глубокого народного патриотизма.  Вот о патриотизме мы сегодня и поговорим, вернее,  о патриотическом воспитании средствами кинематографа на примере лучшего из созданных когда-либо патриотических фильмов – фильма С.Эйзенштейна «Александр Невский».

Но прежде чем начать рассказ о методах и технологиях изготовления образцового патриотического фильма, нам необходимо поближе познакомиться с его главными героями: князем Александром Ярославичем и режиссером Сергеем Эйзенштейном. 

 Александр Невский родился в 1221 году в городе Переславле-Залесском. Имел в разное время титулы  князя новгородского и великого князя Владимирского. Основные свои военные победы князь Александр одержал в молодости. Во время Невской битвы (1240 год) и во время Ледового побоища (1242 год) ему было чуть более 20 лет. Впоследствии он прославился более как политик и дипломат, однако периодически выступал и как военачальник. По словам Патриарха Кирилла, «Александр Невский был создателем того многонационального и многоконфессионального «русского мира», который существует по сей день». Скончался князь в 1263 году по дороге из Орды. Его канонизация Русской Православной Церковью состоялась в 1547 году. Александр Невский — настолько значимый Святой для русского народа, что еще в Царской России был учрежден орден в его честь, а 29 июля 1942 года в честь великого полководца учрежден уже советский военный орден.  Примечательно, что на советском ордене Александра Невского изображён лик не самого Александра Невского, чьих прижизненных портретов не существует, а Николая Черкасова, исполнившего в фильме, о котором мы будем говорить ниже, главную роль.

Так почему же перед началом Второй мировой войны (к этому времени мы уже точно знали, что воевать придется), когда для поддержания патриотического духа населения в стране с атеистической идеологией было решено снять масштабный фильм, режиссер Эйзенштейн обратился именно к образу Святого Александра Невского? Потому ли, что до того момента в истории российского государства он был единственным полководцем, который одержал крупную победу над немцами? Или всё было куда сложнее? Чтобы разобраться в этом вопросе, давайте обратимся к фигуре режиссера.

Сергей Михайлович Эйзенштейн (1898 —1948), крупнейший кинорежиссер и теоретик искусства, выдающийся педагог. Сергей Эйзенштейн не был воцерковленным человеком. О его религиозности трудно судить. Если верить авторам предисловия к опубликованным в перестроечные годы мемуарам режиссера, то он принадлежал к ордену розенкрейцеров, в который вступил, будучи с рабочей поездкой в США в начале 30-хх годов прошлого века. Понимал ли он православие? Знал ли его? Чтобы ответить на этот вопрос, процитирую выдержки из его путевых заметок в поездке по Волхову.«Белая колоколенка далеко на другом берегу — белым маяком.Медленно Волховом проплываем мимо залитого луною Новгорода. Бесчисленные ослепительно белые церкви в неподвижности ночи. Беззвучно скользим мимо.Магическая ночь! Откуда взялись эти храмы, как бы подошедшие к величавому течению вод? Пришли ли они, как белые голубицы, испить воды? Или омочить подолы белых риз своих? Много лет спустя, готовясь к постановке “Александра Невского”, я посетил Новгород. На этот раз не проездом, а вплотную.В памяти стояла живая картина сгрудившейся белизны церквей вдоль Волхова. Церкви оказались разбросанными по городу. В Торговой части. В Софийской. По окрестности города. И вовсе вдали.Будь я поэтом, я, вероятно, сказал бы о том, что в лунные ночи церкви Новагорода с двух сторон Волхова подходят, спускаясь к его берегам, поглядеть друг на друга, как в древности через пол-России ходили “повидаться” святители — Сергий Радонежский из Троицы к Дмитрию Прилуцкому в Вологду. Но я не поэт, а режиссер, а потому меня не менее поражает в моих скитаниях по древностям Руси поразительное умение древних строителей избирать точки для расстановки церквей и колоколен, разбросанных по пейзажам».

Как минимум, Эйзенштейн понимал православную архитектуру и знал в ней толк. Недаром древние города в фильме «Александр Невский» выглядят так сказочно и правдиво одновременно. Но не только архитектурой ограничивались знания режиссера о православии. Как говорится, все мы родом из детства, и Сергей Эйзенштейн – не исключение. По материнской линии его бабушкой была купчиха Ираида Матвеевна Конецкая, у которой он регулярно гостил в Санкт-Петербурге. В свое время бабушка унаследовала  от мужа и затем передала сыновьям баржное пароходство “Иван Конецкий”. Баржи этой компании перевозили грузы по Мариинской системе каналов, соединявшей Балтийское море с Волгой. Характеристику бабушки Эйзенштейн дал в незаверiенной статье (1938) о замысле фильма “Александр Невский”: “Бабушка моя была типа Вассы Железновой и крайне богомольная. Ее посещали странные монахи из соседней лавры и занимали меня в детстве рассказами о житиях Сергия Радонежского и Александра Невского. Померла она, бия земные поклоны перед большой наружной иконой. Кровоизлияние в мозг случилось с ней на паперти все той же лавры. И Александр Невский имел еще одно основание запомниться...” (Цит. по рукописи). В данном случае в воспоминаниях речь идет о Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре, куда в 1724 году по указу Петра I был перенесен  гроб с останками князя Александра Невского из Владимира. Дед режиссера по материнской линии Иван Конецкий был родом из-под Новгорода, из города Тихвина. В Петербурге Конецкие жили у Александро-Невской Лавры, с каликами перехожими и всем прочим, что полагается купцам первой гильдии. Прапрадед Эйзенштейна Алексей Патловский построил церковь в Александро-Невской Лавре. Так что Александр Невский был «семейным святым» Эйзенштейна. А значит, мы можем констатировать, что выбор главного героя фильма был для режиссера не случаен.

Теперь перейдем к вопросу об идее фильма. Для режиссера она тоже не была новой. Протест против любого социального гнета и достижение единства являлись подтекстом всех его фильмов. И это снова из детства. Брак родителей Эйзенштейна (Михаила Осиповича и Юлии Ивановны) был расторгнут в 1909 г. По решению суда сын был оставлен отцу. По словам самого Сергея Михайловича, отец был домашним тираном, так что мальчик испытывал моральный гнет, царивший в семье (объективно судить об этом мы не можем, т.к. Михаил Осипович не оставил после себя мемуаров).  С его же слов, он был примерным ребенком. С малых лет — шоры манжет и крахмального воротничка там, где надо было рвать штаны и мазаться чернилами. Начерченный отцом путь — прямой как стрела. Школа. Институт. Инженерия. Сергей Эйзенштейн учился в Петербуржском Институте гражданских инженеров, когда, несмотря на свое благонравие,  он «сломал весь этот наперед прочерченный бег по конвейеру» и сначала ушел в революцию, а затем и в режиссуру (где, собственно, и дал возможность отбушевать своему юношескому протесту). Иными словами, можем резюмировать, что талант эмоционально показывать социальный протест на экране у режиссера появился не из его собственных материальных лишений или борьбы за существование. О себе Эйзенштейн писал так: «Если бы я был сторонним исследователем, я бы о себе сказал: этот автор кажется раз и навсегда ушибленным одной идеей,одной темой, одним сюжетом». Автор пользует разные эпохи (XIII, XVI или XX век), но везде мы видим  воплощение конечной идеи — достижения единства. На русском материале это проблема единения национально-патриотического, как в фильме “Александр Невский”.  

В основу фильма легли события далекого прошлого. 1242 год. Плачут женщины на Соборной площади Пскова. Перед железной шеренгой немецких рыцарей стоят на коленях связанные псковские воеводы. Из рук обезумевших от ужаса женщин вырывают кнехты детей, бросают в огонь. Страшной безликой стеной давят рыцари безоружную толпу. В дыму и пламени кричат люди, хрипят в предсмертных муках раненые…

«Читая летописи XIII века вперемешку с газетами сегодняшнего дня, — писал в декабре 1939 года Сергей Эйзенштейн, — теряешь ощущение разницы времени, ибо тот кровавый ужас, который в XIII веке сеяли рыцарские ордена завоевателей, почти не отличается от того, что делается сейчас в Европе…».

Итак, обратимся собственно к фильму. Автором сценария, кроме самого Сергея Эйзенштейна, был советский писатель Петр Павленко.  Сорежиссером фильма был Дмитрий Васильев, оператором Эдуард Тиссэ (один из лучших на то время операторов). На этой картине Эйзенштейн подружился с великим композитором Сергеем Прокофьевым. Режиссер был увлечен проблемой синтеза музыки и пластики. В «Александре Невском» эта задача была решена, фильм без музыки проиграл бы. Впрочем, популярная кантата «Александр Невский», написанная Прокофьевым на основе музыки к фильму, вошла в репертуар симфонических оркестров и прекрасно исполняется отдельно до сих пор. На стилистику фильма повлияли оперы «Жизнь за царя» М. И. Глинки и «Садко» Н. А. Римского-Корсакова

Отдельно хотелось бы отметить легендарную Надежду Ламанову -   она делала модели костюмов для фильма. Н.Ламанова в свое время имела звание «Поставщик Двора Ея Императорского Величества». Стояла у истоков российской и советской моды начала  прошлого века. До революции Ламанова была одним из самых известных в России модельеров и мастеров светского женского платья (большая коллекция ее изделий, созданных для императорского двора, хранится ныне в Эрмитаже). В последние годы жизни она работала как художник-костюмер во МХАТе.

В ноябре 1938 года «Александр Невский» был показан на общественном просмотре в Московском Доме кино, а в первых числах декабря обошел экраны страны. В 1939 году фильм был показан в США (в том числе президенту Рузвельту) и в странах Европы. После заключения пакта Молотова — Риббентропа в связи с прекращением антифашистской пропаганды в СССР «Александр Невский» и другие кинофильмы из соображений политкорректности были изъяты из кинотеатров, но в 1941 году возобновлены. Интерес к фильму был огромен. Зритель картину принял. В прессе появилось более ста восторженных рецензий. Фигуры главных действующих лиц — Александра Невского (Николай Черкасов), Васьки Буслая (Николай Охлопков), Гаврилы Олексича (Андрей Абрикосов, впоследствии он же играл митрополита Московского Филиппа в фильме Эйзенштейна «Иван Грозный»), кольчужника (Дмитрий Орлов) — даны режиссером крупным планом, былинно. Актеры сыграли свои роли в соответствии с общим замыслом и стилем картины. Примечательно, что практически все вышеперечисленные участники съемок впоследствии стали лауреатами Сталинской премии. 

17 февраля 1939 г. в Кремле состоялось награждение орденами и медалями работников искусств. Эйзенштейн получил орден Ленина за постановку фильма “Александр Невский”.

Это были общие сведения о фильме, а теперь на его примере мы перейдем к выяснению следующих вопросов:

  1. Какими качествами должен обладать фильм, чтобы вызывать патриотические чувства у миллионов зрителей?
  2. Какими кинематографическими средствами достигается цель воспитания патриотизма?

Сочетание эпической концепции и драматической ее разработки определило построение фильма. Режиссер знал, что лучше всего за основу брать стиль былины и народного эпоса – такая структура является беспроигрышной, она понятна и близка всем слоям населения. И режиссер начинает изучать древние  летописи. Отметим сразу, что консультантами фильма были учёные-историки. В фильме есть сцены, целиком взятые из летописных источников (например, эпизод, когда  наш воин  подрубает златоверхий королевский шатер предводителя армии тевтонцев и последний запутывается в нем). Хотя сегодняшний зритель может недоумевать, почему в фильме, события которого разворачиваются в ХIII веке, практически нет православной символики? Что это? Недоработка или невежество режиссера? Необходимо учитывать, что в годы, когда снимался фильм, религиозная символика на экране была под негласным запретом. И православная символика, пусть в небольшом количестве эпизодов, но все же есть. Во-первых, некоторое число сцен снимается на фоне православных церквей, а, во-вторых, в конце фильма войско князя с победой возвращается домой на фоне образа «Спаса-Нерукотворного».

Надо заметить, что вариант сценария, по которому снят фильм, отличается от первоначального литературного варианта. По первоначальному варианту сценария Александр Невский, одержав победу над немецкими интервентами, отправлялся в Золотую Орду с целью добиться различных налоговых льгот для своего народа. Затем, возвращаясь на Русь, Александр Невский умирал в пути. Потом, в качестве своего рода апофеоза, появлялось московское войско под знаменами Дмитрия Донского, внука Александра Невского, который в победоносном сражении с Мамаем завершал историческую миссию освобождения Руси от татарского ига. Но в высоких кабинетах сказали, что негоже умирать такому герою на экране.

Любопытно, что в некоторых эпизодах первоначально показывалась жена Александра Невского, при монтаже все эти сцены были убраны, дабы сконцентрировать внимание зрителя исключительно на патриотической идее.

В итоге действие фильма охватывает события, происходящие в течение одного года. Эйзенштейн поместил в центр сюжета Александра Невского, по бокам расположив двух витязей — удалого Василия Буслая и мудрого Гаврилу Олексича (таким образом, режиссер определяет для зрителя, что оба эти качества присущи русскому народу). Надо было показать и героев из новгородского ополчения — появился кольчужник-патриот Игнат (этакий балагур и хитрован), который бесплатно раздает ополченцам выкованные им кольчуги, а себе оставляет самую короткую, ту, которую никто не взял. Игнату противопоставлен предатель, псковский посадник Твердила. Есть в фильме и любовная интрига, где спорят между собой два благородных соперника, два красавца богатыря.

Картина завершается полным торжеством Александра Невского как народного героя, его славой. Князь произносит знаменитую фразу: «А кто с мечом к нам войдет — от меча и погибнет! На том стоит, и стоять будет Русская земля!..». Кстати, откуда авторы фильма взяли столь яркую фразу? Все просто: авторы немного перефразировали слова Христа.

Вспомним Евангелие от Матфея, когда люди первосвященника пришли схватить Иисуса «…один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут».

Теперь поговорим о главном герое фильма – он тоже должен был напоминать зрителю былинного народного героя.  На роль Александра Невского был приглашен Николай Черкасов. Эйзенштейн был убежден, что именно он и никто другой должен играть полководца. Ведь с несомненным талантом и профессиональным мастерством Черкасова так чудесно сочетались его физические данные: огромный рост — «паче иных человек», сильный низкий голос — «аки труба в народе» — древний летописец остался бы доволен…

Однако Черкасов считал себя острохарактерным актером и сомневался, что сможет сыграть роль мужественного легендарного человека.

Сомнения и колебания Черкасова усилились, когда он встретился с режиссером и тот рассказал ему о замысле фильма и о главном его герое.

«Образ Александра Невского должен быть светлым, сильным и суровым! — говорил Эйзенштейн. — Невский одержим одной идеей о мощи и независимости родины, он горит этой идеей и потому побеждает».

Первые пробы оказались малоудачными. Внешний облик Александра Невского долго не давался Черкасову. Наконец он был найден и определен, — и, надо сказать, при ближайшей помощи Эйзенштейна. Режиссер удивлял своим вниманием к второстепенным, казалось бы, мелочам, которые затем, при съемках крупным планом, приобретали большое значение. Так Эйзенштейн достал в Эрмитаже подлинное вооружение XIII века и внимательно следил за изготовлением доспехов Невского.  К слову, специально для фильма была изготовлена и точная копия средневекового портативного органа. На нём католический монах играет во время битвы (этот факт  авторы фильма почерпнули из древней «Хроники Ливонии»).

Но вернемся к главному герою. Александр Невский, по словам Патриарха Кирилла, это собирательный образ: это правитель, мыслитель, философ, стратег, воин, герой. Эта оценка полностью совпадает с видением образа князя Сергеем Эйзенштейном. Вот, что режиссер пишет в своих мемуарах: «Мне Александра непременно хочется сделать гением. А как показать гениальность на экране? Бытовое представление о гениальности у нас всегда связано с чем-то вроде яблока Ньютона. Умение из частного случая выводить общую закономерность и дальше применять ее к различным областям, действительно, связано с одной из черт, которая входит в слож-
ный психический аппарат гения. В бытовом разрезе — в наглядном аспекте — оно читается проще: как способность переносить заключения со случайного, маленького — на неожиданно другое и большое. Если герой сотворит в картине нечто в этом роде — у зрителя немедленно, “рефлекторно” включатся ассоциации, привыкшие возникать вокруг вопроса гениальности». В картине у главного героя лишь одна возможность сверкнуть гениальностью — стратегическим планом Ледового побоища, знаменитыми “клещами”, в которые он зажимает “железную свинью” или клин рыцарей, теми клещами полного окружения противника, о котором мечтают все полководцы всех времен, теми клещами, которые помимо Александра принесли неувядаемую славу еще более блистательно осуществившим их под Сталинградом во время Великой Отечественной войны.

Отсюда задача для фильма ясна. Должно быть “ньютоново яблоко”, подсказывающее Александру в часы раздумья о предстоящем бое стратегическую картину Ледового побоища. Об этой подсказке режиссер и сценарист думали несколько недель. Первоначально варианты были чисто механические – ополченцы в ночь перед боем рубят дрова, и на одном из сучков топор заклинивает. Или кошка идет по тонкому льду, лед ломается и она падет в воду. Но все это были слишком очевидные и неизобретательные подсказки. И вот в одну из бессонных ночей Эйзенштейн берет с книжной полки сборник русских “озорных” сказок. Сегодня бы их назвали сказками 18+.  Первая из них... “Лиса и Заяц”. Эта находка была ключевой, т.к. сказка очень хорошо соответствовала народной атмосфере фильма. О чем же эта сказка? О том, как заяц проскочил между двух берез, а погнавшаяся за ним лиса застряла, “заклинилась” между этих берез... В фильме сказку эту услышит из уст рассказчика у костра князь Александр (хорошо будет показано живое общение князя и войска, близость воинов и полководца). Конечно, в сознании Александра давно уже маячит картина всестороннего охвата тевтонского полчища.  Конечно, не из сказки он черпает мудрость своей стратегии. Но описанная в сказке ситуация дает последний толчок Александру на расстановку своих боевых сил.
        Первым выводом из только что найденного решения будет заказ... костюмерной. Чтобы “заклинить” в сознании зрителя связь между планом боя и сказкой — вклинивающиеся в тыл немцам “мужички” — крестьянское ополчение — будут в гигантских... заячьих! — ушанках. Далее. Сказку нужно здорово актерски рассказать. Кто бы из актеров смог это сделать? Конечно, Дмитрий Николаевич Орлов. Кто не слышал его неподражаемое чтение сказок и других литературных произведений в Интернете на сайте «Старое радио» – рекомендую это сделать. Итак, в фильме появляется обаятельный образ кольчужных дел мастера-Игната.

Именно он в фильме рассказывает сказку, которая наталкивает Александра Невского на мысль о плане сражения. В орловской манере говорить и мудрость, и лукавство, и кажущаяся наивность, и смышленая хитреца типично русского мужичка середнячка, мастерового или ремесленника... Его облик был взят с одной из забавно “под горшок” остриженных фигурок с корсунских врат святой Софии в Новгороде.

Стиль сказки и особенная лукавая вкрадчивость с прищуром хитрого глаза актера Орлова вдыхают живой дух в контур представителя новгородских ремесленников. А чтобы сказка не вырывалась из общего строя его разговора, стиль этого разговора должен быть “переливчатым”: из присказки в прибаутку, из поговорки в пословицу. И когда на Вечевой площади возникнут споры, драться ли за “какую-то там общую Русь”, именно ему, Игнату, должна выпасть доля призывать народ новгородский подняться против немца. Вот уже Игнат и с речью-призывом. А чтобы не быть пустословом и краснобаем, он должен быть патриотом не только на словах, но и на деле. Это он возглавит армию новгородских кольчужников, днем и ночью кующих мечи, шестоперы, кольчуги. Но не только по профессиональной деятельности он “активист. Но и по широте души. Даром он раздаст кольчуги — “берите все” — все то, что наготовлено, наковано, наработано. В начале фильма в сцене разгрома Пскова гибнут скорее “в кредит” люди, ничем не завоевавшие симпатии зрителей, кроме того, что они одной с ним страны, одной с ним крови — русские люди — псковичи.
Не то с Игнатом-кольчужником. Он похож на среднестатистического русского человека, зритель себя с ним идентифицирует. Недаром фраза Игната: “Коротка кольчужка” ушла в народ.  “Коротка кольчужка!..” станет последним вздохом этого милого человека, прибауточника и лукавца, беззаветно преданного русской земле, патриота и мученика за всенародное дело. И смерть его зритель уже переживает эмоционально, как личную трагедию близкого человека.

Но главным эмоциональным переживанием для зрителя является центральная сцена фильма – сцена Ледового побоища. Ледовое побоище — разгром закованных в латы ливонских рыцарей на льду Чудского озера — стала одной из лучших батальных сцен мирового кино. Эта кровавая сеча, обрисованная во всех подробностях ее перипетий, предстает народной баталией, ибо в ней судьбы родины решают ополченцы, поднявшиеся на ее защиту, оживает бессмертный дух народного патриотизма. Производственные обстоятельства складывались так, что съемки на натуре (предположительно — на озере Ильмень) нужно было бы перенести на следующий год или снять зиму летом.

Нелегко было устроить во дворе киностудии морозную зиму в жарком июле. На Потылихе, около киностудии «Мосфильм», большое поле было заасфальтировано, засыпано опилками, нафталином и солью, залито жидким мелом и стеклом. Большие льдины готовились в декорационных мастерских. Из фанеры сколачивали ящики неправильной формы, красили их в белый цвет и пускали в небольшой пруд, заменявший на съемках Чудское озеро. Но шубы и тулупы воинов были настоящие — на меху. Латы и шлемы рыцарей и русских военачальников — металлические. Один из артистов обжегся, схватившись за свои доспехи голой рукой. А шлемы так накалялись на солнце, что на лбу оставались красные полосы, как от ожога…Жара стояла такая, что актерам приходилось по несколько раз поправлять грим – он просто тёк.

Успеху фильма, созданию нужного настроя у зрителя немало способствовала и глубоко эмоциональная музыка С.Прокофьева. Некоторые эпизоды фильма монтировались именно по записанной музыкальной фонограмме. Ниже приводим пример такого монтажа в сцене ожидания начала Ледового побоища.

Вообще звуковой фон картины помогает нам раскрыть характеры героев и суть сюжета. Например, пустым звуком отдает ведро-шлем ливонского рыцаря, когда по нему ударяет оглобля Васьки Буслая (тем самым этот звук наводит нас на мысль о глупости и никчемности Ливонских рыцарей, их затея поработить Русь смешна).  И здесь хотелось бы отметить еще одну деталь. Сергей Михайлович говорил, что для кино в костюме самое важное — это головной убор, потому что в крупном плане головной убор занимает треть плана и всё характеризует. Обратите внимание, в фильме «Александр Невский» рыцарские шлемы крестоносцев имели разные навершия: перья, гребни, звериные головы, рога. Одному из врагов Эйзенштейн дал навершие в виде поднятой пятерни, и когда немецкий рыцарь  снимал шлем и поднимал его на руку, то получалось фашистское приветствие. Это сразу давало фильму второй эмоциональный план для зрителя. Или другой пример. В начале ХХ века в СССР был в ходу матерчатый головной убор красноармейца, введенный в 1919 г. и получивший в народе название "буденовка” (по Первой конной армии Семена Буденного), силуэтом он напоминал древнерусский металлический шлем.

В фильме “Александр Невский” Эйзенштейн обыграл сходство шлема XIII века с буденовкой, опять же подчеркнув тем самым в костюмах актуальность исторического сюжета. А это побуждает зрителя поставить себя на место героев фильма.

В заключение заметим, что фильм (пусть в небольшом количестве планов) знакомит нас и с малой родиной князя. В отличие от зимних сцен, летние эпизоды снимались на натуре. В начале июня 1938 года съемочная группа «Александра Невского» прибыла в Переславль-Залесский, тихий маленький городок на берегу Плещеева озера. Все здесь дышало (и сейчас дышит)  историей. Когда-то, после ссоры с новгородцами, в Переславле жил великий князь Александр Ярославич. Сюда являлись выбранные новгородским вече послы, чтобы снова звать Александра на княжение. Отсюда начинался его путь к великой битве. Вот как описывает пребывание в этом городе сам режиссер: «Александр Невский приводит меня не только в Новгород, но и в Переславль, который кажется умилительным игрушечным городом из-за тех же белых кубиков церквей и луковиц куполов, как бы сбежавших из хранилищ игрушечных дел мастеров Троице-Сергиевой Лавры. И кажется, что похититель, торопясь, ронял церквушки на своем пути от нынешнего Загорска до древнего Переславля, где рос Александр Ярославич, а полтысячи лет спустя на том же озере юный Петр испытывал потешный флот. Но церкви эти не случайно обронены. Они расчетливо расставлены мудрой рукой. И белые колокольни, как маяки плывущим кораблям — среди моря зелени русских равнин, — отмечали и указывали путь бесчисленным толпам паломников, шедшим сотни верст, дабы поклониться святыням. Отъезжаешь пять, десять, пятнадцать, двадцать километров. Дорога извивается, вздымается на холмы и пропадает в долинах. Оглядываешься, а колокольню все еще видать. И встречные потоки богомольцев, держащих курс от колокольни к колокольне по путям, прочерченным мудрой режиссурой». Сегодня город вместе со всей страной активно готовится к празднованию 800-летия Святого Благоверного князя Александра Невского. Подготовка эта ведется с 2012 года по благословению Высокопреосвященнейшего Пантелеимона, митрополита Ярославского и Ростовского.   Трудами местного скульптора Алексея Владимировича Чиркова Святой князь воплощен в образе молодого всадника-меченосца. Вторая скульптурная композиция Алексея Владимировича связана с воплощением основополагающего события в судьбе Александра Невского, которое произошло непосредственно в Переславле-Залесском — это торжественный момент посвящения юного князя в воины с благословением на труды на благо Отчизны от его родителей.  Было решено сохранить наследие Родины Александра Невского ради будущих поколений через создание музея-заповедника с общественной парковой инфраструктурой. Для памятной мемориальной экспозиции музея-заповедника созданы проекты скульптурных композиций авторства А.В.Чиркова. В состав музея-заповедника вошли расположенные в прямой видимости друг от друга на трех километрах побережья Плещеева озера Никитский монастырь, святой источник Преподобного Никиты Столпника, древнее городище Клещин и Александрова гора, где по воле Святого князя был возведен храм, ставший основой монастыря, который был утрачен в «Смутное время». В наши дни Александрова гора является площадкой для проведения православных, патриотических фестивалей и форумов.

Руководитель киноклуба при Покровском кафедральном соборе Суняева Алла

 

Теги




Новости по теме

02.10.2020
Сегодня мы отмечаем годовщину со дня смерти Василия Макаровича Шукшина. В этот день предлагаем Вашему вниманию статью иерея Андрея Суховского о Шукшине, опубликованную в газете «Алтайская миссия» № 11-12 за 1999 год
206
28.09.2020
В двадцатые годы прошлого столетия здание Крестовоздвиженской церкви было конфисковано Советской властью и передано так называемым «обновленцам». В результате священник Крестовоздвиженской церкви остался с семьей без средств к существованию
182
15.09.2020
Этот год посвящен 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, а в нашем родном городе 46 лет назад состоялась всесоюзная кинопремьера одного из лучших фильмов о войне – «В бой идут одни «старики». Об этом надо рассказать поподробнее.
202